Сражение за Курси в апреле 1917 года — славная и хорошо известная страница в российской военной истории. Но, прежде чем перейти к описанию подвигов Русского экспедиционного корпуса в Шампани, остановимся на самом населённом пункте и событиях, предшествовавших им.
Довоенный Курси — это малоприметный населённый пункт к северу от Реймса, известный в первую очередь своей стекольной фабрикой и дворцом (усадьбой) Rocquincourt. На линии фронта Курси оказался уже в середине сентября 1914 года, когда после ряда столкновений отступавшие французы окопались к западу в Сен-Тьерри, а немцы заняли форт Бримон к востоку за каналом и, затем, сам Курси.



Немецкие позиции в Курси находились на передовой буквально в 500 метрах от французских, от пехотных атак они были защищены рядами колючей проволоки и окопами, но артиллерийскому обстрелу со стороны Сен-Тьерри немцы подвергались регулярно. Их штаб размещался в руинах стекольной фабрики, на развалинах Курси повсюду стояли дозорные посты, в окопах были оборудованы добротные комнаты для солдат со столами, стульями, лавками и печами. Гарнизон регулярно ротировался между Курси и Бримоном. Дворец Rocquincourt, переживший первые бои, впоследствии был разрушен при артобстреле на поздних этапах войны.






Отличительной чертой немецкого милитаризма кайзеровской эпохи было активное обращение к монументальному искусству. Каждое армейское подразделение считало за честь установить на поле брани памятник погибшим однополчанам. Эта традиция, сформировавшаяся в ходе Объединительных войн 1864-1871 годов, получила продолжение и в Первую мировую. В Курси уже осенью 1914 года сразу за немецкими окопами образовалось солдатское кладбище, на котором к зиме установили обелиск в честь павших бойцов 78-го пехотного полка (дислоцировался в форте Бримон и Курси до апреля 1915 года, позже воевал на Восточном фронте в России). До наших дней некрополь и монумент не сохранились, останки солдат были, очевидно, перенесены на более крупные немецкие кладбища в районе Реймса.





Теперь, получив красочную (хоть и чёрно-белую) картину того, как выглядели Курси и немецкие позиции, перейдём к сражению, в котором ценой больших жертв русские бригады захватили населённый пункт в 1917 году. В канун наступления бойцы РЭК прибыли в уже упомянутый Сен-Тьерри, где в полуразрушенной церкви разместился штаб генерала Николая Александровича Лохвицкого. После 10-дневной артподготовки ранним утром 16 апреля началось наступление. Русские части, интегрированные во французскую армию, были сконцентрированы на участке вокруг Курси и уже днём подошли к его окраинам с разных сторон. К вечеру русские солдаты заняли брошенные немцами окопы и северную часть Курси, получив указ удержать отвоёванные позиции и вытеснить противника из южной части села. Весь следующий день прошёл в тщетных атаках опорного пункта врага, поддержка артиллерии также не приносила результата. Вечером немцы перешли в контратаку, которая, однако, каких-либо успехов не принесла. В первой половине дня 18 апреля немецкие позиции вновь подверглись артиллерийскому обстрелу, после чего бойцы русской бригады перешли в новое наступление и захватили опорный пункт, взяв при этом до 700 пленных (преимущественно из 203-го пехотного полка) и установив к вечеру надёжное взаимодействие с французской 151-й пехотной дивизией. Потери русских составили 700 убитых и до 2300 раненых, среди которых был будущий Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский.






После войны опустевший и разрушенный Курси изначально восстанавливать не планировали, возрождение села связано с его будущим мэром Пьером Живеле, руководившим стекольной фабрикой до 1914 года и взявшим на себя ответственность за воссоздание производства и жилых кварталов на военных руинах. Сегодня Курси представляет собой тихий и благоухоженный населённый пункт, где выполненная в историческом стиле послевоенная застройка соседствует с современной. Небольшой фотоотчёт о Курси можно посмотреть тут.

26 апреля 2015 года в Курси торжественно открыли памятник воинам Русского экспедиционного корпуса. В мероприятии приняли участие министр культуры РФ и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, российский посол во Франции Александр Орлов и мэр Курси Мартин Жолли. Автор бронзовой композиции скульптор Александр Таратынов взял за основу фотографию, на которой русский солдат держит на руках французскую девочку. В левой руке бойца плюшевый мишка — напоминание о медвежонке-приёмыше, полковом талисмане.



P.S. Сражение за Курси было одним из множества локальных боёв в рамках полномасштабного весеннего «Наступления Нивеля». Задуманное как решающая наступательная операция для разгрома немецкой армии на Западном фронте оно завершилось неудачей и стоило союзникам до 350 тысяч человек убитыми и ранеными, среди которых 5183 русских. Самым известным из малочисленных успехов союзников в апреле 1917 года была, несомненно, битва на хребте Вими. Взятие русскими Курси можно смело поставить в один ряд с канадским подвигом под Вими. Провал наступления сильно ударил по боевому духу французских войск, по стране прокатилась волна мятежей. Недовольство охватило и бригады Русского экспедиционного корпуса, что вкупе с тревожными новостями с Родины, погружавшейся в хаос после Февральского переворота, и распространением революционной пропаганды вскоре вылилось в печально известное сентябрьское восстание в лагере Ла-Куртин.
P.P.S. В статье использованы фотографии и информация из книг «Weltkriegstagebücher und Feldpost des Lehrers Dietrich Lüken aus Remels» и «Русский экспедиционный корпус во Франции и в Салониках 1916-1918».
📷 2023 год
🧭 49.3234N 4.00442E

Оставьте комментарий