Тему Русско-кокандской войны 1850-1868 годов мы уже кратко затрагивали в предыдущих статьях про Узбекистан и будем неоднократно возвращаться к ней в будущем. Сегодня речь пойдёт о часовне-памятнике погибшим русским солдатам, поэтому, для полноты картины, начнём с более глубокого исторического экскурса, чтобы держать в уме весь контекст и подтекст, прежде чем переходить к достопримечательностям.

Южные границы Российской империи были ещё в середине XVIII столетия достаточно размытыми и малозаселёнными, представляя собой часто «дикое поле», по которому свободно пасли свои стада тюркские кочевники, промышлявшие помимо мирного скотоводства также набегами на российские поселения. Целью таких нападений были грабёж и захват пленных, которых затем продавали в рабство на рынках Хивы, Бухары и Коканда. Контрмеры российских властей поначалу имели, скорее, противоположный эффект: так, заселение Екатериной II самарского (ныне саратовского) Заволжья немецкими колонистами в 1764 году на первом этапе только добавило кочевникам целей и добычи. В долгосрочной перспективе, однако, и не без вмешательства русской армии, степные и среднеазиатские народы потеряли интерес к набегам и перешли к торговым отношениям с Россией, чему способствовали как раз активное заселение окраин и открытие там ярмарок и базаров. Такое развитие событий в XIX столетии обеспокоило Великобританию, имевшую собственные интересы в регионе, ведь через Среднюю Азию лежали выгодные торговые пути из британской Индии в Европу. Дипломатические миссии и одиночные военные кампании обеих конкурирующих сторон успехов не имели, и завоевательная война в условиях столкновения имперских интересов стала неизбежной. В этой «гонке» победителем вышла Россия, которая на первом этапе в 1850-1853 годах провела ряд успешных приграничных атак на территории современных Казахстана и Кыргызстана. После этого началась Крымская война — прямая конфронтация с Великобританией, и к теме завоевания Туркестана Россия вернулась только в 1860 году. Основные же события развернулись в последние годы войны, когда с 1864-го по 1868 год были захвачены все крупные города к тому моменту уже разрозненных эмиратов, после чего образовалось Туркестанское генерал-губернаторство в составе Российской империи.


Ташкент ввиду своего выгодного географического положения был одной из ключевых целей империалистической экспансии, подготовка его штурма началась с середины 1864 года после взятия русскими Чимкента. Войска под командованием М. Г. Черняева подошли к городу осенью того же года и предприняли робкую и плохо подготовленную попытку штурма, легко отбитую кокандцами. Второй штурм Ташкента начался в апреле 1865 года. Несмотря на прибытие подкреплений, отряды Черняева продолжали оставаться сравнительно малочисленными, и Ташкент решено было брать измором. Первым шагом стало занятие крепости Ниязбек (Чирчик), отвечавшей за водоснабжение города. 8-9 (20-21) мая в предместьях Ташкента произошло два локальных сражения, в которых контратаковавшие кокандские войска были разбиты, а возглавлявший их правитель Кокандского ханства мулла Алимкул погиб. Блокада затем продолжалась до середины июня, на штурм Черняев решился после новостей о выдвигавшейся на подмогу осаждённым многотысячной армии из Самарканда и Бухары. 15 (27) июня после взятия под покровом ночи Камаланских ворот начались ожесточённые уличные бои, продолжавшиеся весь день. К вечеру Черняев распорядился поджечь дома, отделявшие его войска от неприятеля, что сыграло решающую роль в поражении защитников Ташкента в ночных схватках. На следующий день в городе продолжились бои на баррикадах, проходившие одновременно с мирными переговорами с участием городской знати. Окончательно Ташкент капитулировал 17 (29) июня.

Захват Ташкента можно смело занести в список великих подвигов русской армии: отряд Черняева, насчитывавший лишь 1300 бойцов при 10 орудиях, сумел за несколько дней овладеть огромным городом и сломить сопротивление противника, в разы превосходившего его как в численности, так и в вооружении. Наряду с удачными решениями командования и доблестными действиями офицеров и нижних чинов большую роль в поражении ташкентского гарнизона также сыграли жители города, среди которых было множество сторонников союза с Российской империей. После взятия города началось строительство его новой, «русской» части, для обороны которой уже к осени 1865 года была выстроена Ташкентская крепость (не сохранилась, ныне территория президентской резиденции).


Погибшим в боях за Ташкент русским солдатам установили два памятника. Первый из них — пилон с крестом на вершине в честь погибших при первом неудачном штурме осенью 1864 года. Стоял он в Обуховском сквере, названном в честь убитого в том сражении подполковника Василия Васильевича Обуха. В 1918 году памятник разрушили большевики, сквер до наших дней также не сохранился.

Второй памятник — часовня Святого Георгия Победоносца, построенная в 1886 году неподалёку от Камаланских ворот над братской могилой 24 нижних чинов, погибших при штурме в июне 1865 года. До возведения часовни-памятника могилу украшала мемориальная плита с четырьмя пирамидами из мортирных ядер. Вокруг часовни со временем разросся парк, на территории которого, по некоторым сведениям, имелись и другие захоронения погибших в боях за Ташкент. До революции ежегодно 15 июня, в день решающего сражения за город, к часовне организовывали крестный ход.


С приходом Советской власти часовню разорили, а территорию парка застроили. В заброшенном виде часовня простояла век и даже пережила землетрясение 1966 года; её реставрация началась осенью 2019 года. Для воссоздания мемориальной композиции за часовней снесли несколько жилых домов, торжественное открытие состоялось в апреле 2020 года на Пасху. Сегодня часовня Георгия Победоносца является редким напоминанием о Русско-кокандской войне, сохранившимся на территории Узбекистана.






📷 2023 год
🧭 41.30541N, 69.23194E

Оставьте комментарий