Первая мировая война уже в первые недели поставила в тупик политиков и военную верхушку стран-участников масштабом разрушений и количеством жертв и военнопленных. Лагеря для содержания последних создавались наспех и не удовлетворяли ни санитарным, ни общечеловеческим стандартам. Особенно остро эта проблема стояла в Германии, которая только после одной «самсоновской катастрофы» при Танненберге в конце августа 1914 года получила с Восточного фронта 50 тысяч русских пленных. Стремительный марш через Бельгию во Францию породил также огромный поток военнопленных с Западного фронта. Лагерь в местечке Нидерцверен под Касселем был создан в сентябре 1914 года и должен был принять до 15 тысяч солдат, которые начали прибывать 26 числа. В числе первых были французы, в октябре к ним присоединились 2700 русских.

К марту 1915 года в лагере, который представлял собой импровизированный из подручных средств палаточный городок с несколькими бараками, уже содержалось до 23 тысяч человек: в первую очередь французы, русские и британцы, также за четыре года через Нидерцверен прошли бельгийцы, итальянцы, сербы, румыны, португальцы и американцы. Представители западных стран получали помощь от различных гуманитарных организаций и своих семей, русским военнопленным в этом плане повезло меньше и жили они впроголодь. Многие были задействованы на принудительных работах в округе.

Крайне стеснённые условия проживания, отсутствие канализации и нехватка чистой питьевой воды довольно быстро привели к распространению сыпного тифа в лагере, который к тому же не имел адекватных медицинских сооружений и персонала. Первым заболевшим был русский солдат, 19 февраля 1915 года немецкие врачи уже писали о начале эпидемии. Из-за того, что пленных содержали вперемешку, массово заболевали не только русские, но и французы, англичане и бельгийцы. Основными разносчиками были вши, которыми страдали все поголовно (совсем не смешная тавтология). В последовавшие недели ежедневно умирало более 40 человек, к маю заболеваемость превысила 300 новых случаев каждый день. Лишь к началу июля эпидемию удалось побороть благодаря карантину и общей реорганизации содержания пленных. Всего за несколько месяцев в лагере от тифа умерло по разным оценкам от 1280 до 3000 человек.

Покойников хоронили на кладбище при лагере, сегодня это два соседних некрополя: типовой британский и выполненный в духе немецких военных кладбищ русский.





Первый памятник жертвам эпидемии установили французские, русские, британские и бельгийские военнопленные в 1916 году. Во Вторую мировую войну он был разрушен при авианалёте, в 1959 году его сохранившийся центральный элемент был установлен у входа на кладбище.



Территорию русского некрополя также украшает немецкий памятник, поставленный работниками лагеря в память о 38 сослуживцах, умерших от тифа во время эпидемии в 1915 году. Подробный фотоотчёт обо всём комплексе можно посмотреть тут.
P.S. После окончания войны в ноябре 1918 года военнопленных выпустили на свободу. Всех, кроме русских, оказавшихся заложниками неопределённости, порождённой годом ранее Октябрьской революцией и последовавшим выходом Советской России из войны. В конце 1919 года в лагере содержалось более трёх тысяч русских военнопленных. Закрыт он был лишь в 1921 году, после чего многие бывшие пленные остались в Германии (в частности, в Касселе).
📷 2023 год
🧭 51.2634N 9.46492E

Оставьте комментарий